Исследование: белок MafB может защитить от почечной недостаточности

Фокальный сегментарный гломерулосклероз (ФСГС) — частая причина стероидно-резистентного нефротического синдрома, типа заболевания почек, которое сопровождается значительной потерей белка с мочой и может прогрессировать до терминальной стадии почечной недостаточности.

В новом исследовании исследователи из Университета Цукубы обнаружили новую защитную роль белка MafB в FSGS.

Клубочки — это фильтрующие кровь элементы почек, которые обеспечивают вывод с мочой только жидкости из крови и небольших молекул (но не более крупных молекул, например белков). Специализированные клетки, называемые подоцитами, играют решающую роль в поддержании этого фильтрационного барьера.

ФСГС — это заболевание, поражающее подоциты, которое приводит к утолщению и функциональному нарушению клубочков, которое также может прогрессировать до терминальной стадии почечной недостаточности.

Было показано, что белок MafB важен для развития подоцитов, но точная роль, которую он играет в поддержании подоцитов, точно не установлена.

Фокальный сегментарный гломерулосклероз — одна из наиболее частых причин нефротического синдрома у взрослых. Проблема, которую представляет это заболевание, заключается в том, что оно часто устойчиво к стероидам, которые являются традиционным лечением нефротического синдрома. Мы хотели изучить потенциальную роль MafB в развитии и терапии фокального сегментарного гломерулосклероза «.

Сатору Такахаши. Автор-корреспондент исследования, профессор Сатору Такахаши, Университет Цукуба

Для достижения своей цели исследователи сначала исследовали биопсию почек у пациентов с ФСГС и обнаружили, что количество MafB в подоцитах было значительно снижено, что позволяет предположить, что MafB играет роль в развитии ФСГС.

Чтобы понять молекулярный механизм функции MafB в почках, исследователи обратились к модели мышей, в которой экспрессия MafB была определенно отключена в подоцитах.

Они обнаружили, что у этих мышей развился нефротический синдром и ФСГС. Изучая экспрессию почти 40000 генов с помощью так называемого РНК-секвенирования, исследователи обнаружили, что у мышей с дефицитом MafB вырабатывались уменьшенные количества других белков, которые, как известно, важны для функции подоцитов, демонстрируя критический путь молекулярной передачи сигналов, который обеспечивает надлежащий подоцит и гломерулярная барьерная функция.

Можно ли использовать MafB в качестве нового метода лечения ФСГС? Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи вводили адриамицин, агент, вызывающий ФСГС, мышам, которые были разработаны для выработки значительно более высоких уровней MafB в подоцитах, чем нормальные мыши.

Повреждение почек и нефротический синдром были менее выражены у мышей, продуцирующих избыточно MafB, что свидетельствует о защитной роли MafB в FSGS.

Затем исследователи использовали полностью транс-ретиноевую кислоту (atRA), агент, который, как известно, увеличивает экспрессию MafB. Когда они вводили atRA нормальным мышам, получавшим адриамицин, они обнаружили нормальные уровни MafB в подоцитах и ​​значительно сниженную степень FSGS.

Чтобы дополнительно показать, что atRA предотвращает FSGS, воздействуя на MafB, исследователи показали, что atRA не может подавлять FSGS у мышей, лишенных MafB.

«Это поразительные результаты, которые показывают, что MafB играет центральную роль в патогенезе фокального сегментарного гломерулосклероза», — говорит профессор Такахаши. «Наши результаты позволяют по-новому взглянуть на потенциальную новую терапевтическую мишень для этого заболевания».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *